Ребенок пошел в школу чего ждать

Закрыть ... [X]

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вероятно, соавторы Виктор Бирюков и Александр Черницкий пытались охватить все аспекты школьной жизни, начиная с Раздела №1 «Куда податься после детсада?», продолжая его Разделом №2 «Зачем дообразовываться дома?» и – в качестве мощной коды – завершая книгу Разделом №3 «Психология или парапсихология?».

Здесь полезно отметить, что книжка «Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь» – уже 3-я в авторской серии Бирюкова и Черницкого. В нынешнем году творческий тандем уже издал в том же ЭКСМО «Как воспитать ребенка до детского сада: от 0 до 3» и «Детский сад и подготовка к школе: от 3 до 6»). Кто знает, возможно, последуют и новые сборники «Советов опытных отцов»: как-никак, у соавторов на двоих семеро детей и три внучки.

«Верные себе соавторы снова демонстрирует мамам и папам преимущество гибких подходов к воспитанию, – сказано в издательской аннотации о книжке "Ребенок пошел в школу". – И, как всегда, избегают многословия: все советы кратки, разумны, опираются на богатый жизненный опыт и здравый смысл. Книга поможет разобраться не только с организацией учебы, но и детского досуга, занятий спортом, откроет тайны детской дружбы и любви, поможет грамотно подойти к половому воспитанию, научит азам конфликтологии. Авторы не увиливают от "неудобных" тем, "деликатных" вопросов: ведут разговор прямо и по существу».

Занятно, что предисловие к книге написано Викторым Ильиным, доктором философских наук, профессором МГУ имени М.В. Ломоносова, известным исследователем науки, специалистом по теория познания (т.е. эпистемологии, одного из разделов философии) и социальной философии. Из университетской школы В.В. Ильина вышли 5 докторов наук, около 90 кандидатов; пошел им опубликованы более 30 книг и свыше 200 научных статей. Не правда ли, уже сам факт интереса маститого ученого вызывает повышенное внимание к книге?

Не имея возможности подробно излагать содержание всего текста произведения, – надеемся, читатель сделает это самостоятельно – кратко приведем фрагменты книжных Советов, которых всего 42. Таким образом читатель получит краткое представление обо все произведении в целом.
Вот, к примеру, выдержка из Совета №1: «На этапе начального школьного образования безопасность ребенка несравненно важнее "продвинутости" конкретной школы. Поэтому лучше выбрать школу поближе к дому, по пути в которую не нужно переходить улиц».

А вот из Совета №2: «Зачастую родители не объясняют ребенку самых простых вещей на том основании, будто тот не в силах эти вещи назвать. Мол, не может произнести слов, значит, – не понимает их значения. Распространенная воспитательная ошибка!»

Совет №3: «В одном из муниципальных садиков Москвы горе-активисты заложили в смету родительских расходов закупку коробок с вином аж в... Италии: мол, оно там очень вкусное. Но, во-первых, итальянские вина свободно продаются в Москве. Во-вторых, никто не доказал, что вино из других стран непременно хуже. В-третьих, рождается подозрение, что кто-то из "интересантов" данного побора имеет знакомого, занимающегося импортом вин в Россию... Особый размах деятельность поднаторевших вымогателей получит в школьные годы вашего чада».

Из Совета №4: «За "высокими буграми" поборы исчислены и зафиксированы вплоть до самого последнего цента за-ко-но-да-тель-но: сколько, куда, на что будет потрачено в каждом классе (в 1-м, 2-м, 3-м и т.д. вплоть до последнего). Понятное дело, что все проходит по безналу: никакого кэша "из рук в руки"».

Цитируем Совет №5: «Трудно поверить, но мы оба, соавторы данной книжки, в одиночку отправлялись на улицу играть со сверстниками еще будучи детсадовцами. В школу первоклашками ходили сами, да еще булочки покупали по дороге. Оно и неудивительно, если даже в поездках к теплым морям советские люди мирно ночевали в своих "москвичах" да "жигулях" на окраинах кавказских сел».
Кусочек из Совета №6: «Все предметы хороши – не выбирай на вкус! Конечно, школьные программы несовершенны, их отличает кондовый консерватизм, который неизбежно конфликтует с высоковолатильной современностью. В частности, у нас нет уверенности, что в XXI веке школьников следует пичкать литературой XIX века, как в советскую эпоху. И все-таки лучше придерживаться хоть какой-то программы, чем не иметь никакой».
Фрагмент Совета №7: «Кого-то из учителей превозносят и обожают, а кого-то опасаются и даже презирают. Но сменить педагога обычно не в нашей власти: приходится общаться с тем, кто "подарен судьбой". Делайте это уважительно, ибо перед нами, конечно, не бог, но и не дворник, не таксист, не продавец».

Из Совета №8: «В 11–12 лет детки вроде бы еще малы, но покалечить друг дружку могут уже всерьез. Школьный хейзинг превращает в отраву не только учебу, но и все детство. Тут мощный конфликт интересов: одни идут в школу учиться, другие – развлекаться. Поэтому с насилием в классах, коридорах и дворах должна вестись непримиримая борьба, возглавить которую обязаны родители. Учителям-то лишняя проблема ни к чему – они предпочитают ее не замечать».

Кусочек Совета №9: «Богачу легче стать еще богаче, чем бедняку – выбиться из нищеты: "деньги идут к деньгам". Так и с оценками: тройки "идут" к тройкам, а пятерки – к пятеркам. Троечнику сложнее получить одну четверку, чем отличнику – несколько пятерок. Отличник привык работать, т.е. он рационально относится ко времени. Если ребенок отлично учится в обычной школе, он будет прекрасно успевать и в "музыкалке", и в "спортивке", и в "танцевалке", и в "художке". При этом у него еще останется время на мытье посуды, игры с друзьями, телевизор и компьютер. Даже картошки успеет начистить...»

Цитата из Совета №10: «Величайшая из тайн состоит в том, самый большой обидчик одноклассницы в нее же и влюблен, ан смелости рассказать ей о своем чувстве у него не хватает. А вот мальчик, который не дергает девочку за волосы и не ломает ее телефона, к ней равнодушен».
Совет №11: «Красавица получает максимум мужских предложений: казалось бы, ей легче сделать верный выбор, чем невзрачной "мышке". Однако непривыкшая трудиться "королева класса" не разбирается в людях и неспособна просчитывать последствия своих поступков. В мужья она выберет не самого честного, смелого, умного. Пожалуй, ей понравится тот, кто оттеснит соперников, – самый наглый, задиристый и бессовестный. Такой брак кончится не добром, а скорым разводом».

Из Совета №12: «Можно с достойным лучшего применения азартом ограждать ребенка от просмотра фильмов со сладострастными утехами, но все родительские усилия на этом направлении неизбежно пойдут прахом. В ответ школьник примется экономить карманные деньги и покупать на них диски с "запрещенными" фильмами, побежит разглядывать "интим" в гостях у друзей или в пунктах коллективного доступа к Сети».

А вот «крохотка» из Совета №13: «Поколения интеллектуально и духовно все меньше отличаются друг от друга: жертвами моды уже являются большинство живущих. Эти лица либо попросту лишены индивидуальных эстетических пристрастий, либо опасаются их демонстрировать ввиду сомнений в надежности собственного вкуса».

Совет №14: «Почти у всех нищих стариков имеются потомки. Только вырастить их в уважении к старшим сами старшие так и не удосужились. Ну, а теперь пожинают плоды неверной воспитательной стратегии. Мелким бисером стелились сегодняшние старички перед своими детьми и внуками, любой их каприз старались исполнить, позволяли им о себя ноги вытирать, пенсии до последней копеечки отдавали, квартиры отдаривали, а уважения так и не заслужили».

Фрагмент Совета №15: «Во-первых, без регулярных домашних занятий с ребенком проку от его учебы будет немного, именно поэтому в первые школьные годы не очень-то и важно, в сильную или слабую школу он ходит. Во-вторых, со стартом школьной жизни организация детского досуга ложится либо на улицу, либо на бабушек-дедушек, либо на маму с папой: выбирайте. В-третьих, ребенок заведомо не превратится в атлета на уроках "физры", для этого надо долгими годами тренироваться в спортивных секциях, клубах или ДЮСШ».

Из Совета №16: «Достаточно взять в руки атлас и проверить, как ваш ученик подготовился к вашему домашнему занятию. Попросите дочь или сына перечислить наизусть все страны Африки или иной части света, а затем укажите на допущенные ошибки. Потом назовите город и предложите указать страну, столицей которой он является: "Каир?" – "Египет". И наоборот: родитель произносит страну и просит назвать столицу: "ЮАР?" – "Претория". Ну, а для того, чтобы представлять мир в его неразрывном единстве, ребенку нужно уметь перечислить всех соседей каждого заметного государства».

Часть фрагмента Совета №17: «И в книжных магазинах, и в интернете доступны адаптированные для школьников более или менее удачные пересказы мифов разных стран и эпох. В частности, одним из соавторов этой книжки несколько лет назад опубликованы "Мифы народов мира для детей" и "Большой мифологический словарь" (рассчитанный на взрослую аудиторию, но также далекий от академического занудства)».
Кусочек Совета №18: «Чем больше Homo Sapiens меняется, тем больше он не меняется: словно при древних египтянах или римлянах мы живем в эпоху тотального инфантилизма. Психология отталкивает своей кажущейся сложностью, воспитание подменяется едой да игрушками, гороскопы печатаются в ведущих газетах, внешность и даже подвиды инопланетян обсуждаются по ТВ и в солидных офисах, а самыми рейтинговыми телепередачами являются мыльные оперы. В итоге воспроизводство взрослых недорослей продолжается из поколения в поколение».

Из Совета №19: «История любой религии укрывает в себе целую тьму вопросов. Так, не факт, что казнь Иисуса состоялась на холме Голгофе близ Иерусалима, поскольку резиденция римских прокураторов находилась в городе Кесарии, а решение о казни принимал, как известно, прокуратор Понтий Пилат. Выходит, распятие на Голгофе – вымысел, легенда? Нет точного ответа! Или такая загадка: чем торговали люди, которых Иисус изгнал из Иерусалимского храма? Пока ученые предполагают, что то были жертвенные животные...»

А вот кусочек Совета №20: «Воспитание правильно работает лишь в сплаве с образованием. Какой прок листать школьный дневник и раз за разом убеждаться, что ребенок – троечник, фактически двоечник? Ну, а четверочник – это на самом-то деле троечник».

Фрагмент Совета №21: «Состоятельные господа со всего света частенько отправляют своих чад в дорогущие зарубежные школы. А родители скромного достатка редко догадываются, что их ребенок может бесплатно учиться в самых развитых странах. Например, в США давно действует программа FLEX (т.е. Future Leaders Exchange – «Обмен лидерами будущего»), по которой иностранные дети целый год обучаются в обычной американской школе, проживая в средней американской семье».

Из Совета №22: «Если школы в США слабенькие, то отчего же вузы там сильненькие, чего стоит только Лига плюща, как называют 8 университетов с высочайшим уровнем обучения?.. А дело в том, что поднебесные стандарты жизни, легкость трудоустройства (даже в условиях кризиса) и простота ведения малого бизнеса в США позволяют достойно существовать лишь со средней школой за плечами. Поэтому в университеты рвутся ребята с очень мощной мотивацией к учебе; рвутся не за «корочками» (как у нас), а за знаниями, открытиями, премиями, степенями».

Цитируем Совет №23: «Мы не сторонники получения высшего образования при проживании в квартире с родителями (а не в общежитии). Как ни крути, а сие способствует консервации инфантилизма, т.е. детскости. Маменькины девочки и сыночки редко становятся лидерами, а, напротив, так и норовят вырваться из отчего дома в "общагу", чтобы вдохнуть полной грудью воздуха студенческой вольницы. Их кумирами становятся гораздо более самостоятельные, "понаехавшие" сверстники».

Из Совета №24: «Самая ценная продукция информационной эпохи – знания. Сегодня их общечеловеческий объем полностью обновляется за 5–6 лет, в то время как лет сто назад этот период составлял лет 20–30. Смотрите-ка, что получается: пока ребенок учится в школе, программы безнадежно устаревают. В такой ситуации аттестат зрелости выдается заведомо отставшему от жизни молодому человеку».

Фрагмент Совета №25: «Многим родителям даже в голову не приходит занять детей спортом. Мол, в школе есть уроки «физры» – вот и ладно. Между тем "физра" – отнюдь не спорт. Это "ширпотреб": нечто общедоступное, но малоценное, своего рода попса. Как и вся средняя школа, преподаватель физкультуры трудится в основном ради троечников, лишь бы кое-как перетаскивать их из класса в класс. А со спортивными ребятами проблем нет – они учителя и не интересуют».

Из Совета №26: «Договоритесь с отпрыском, что на минутку – ну только на одну минуточку – переключите канал на какую-нибудь телевизионную игру. Конечно, отупляющие викторины для известных музыкантов и актеров не годятся. Зато "Что, где, когда?" – в самый раз. Призовите школьника задуматься над очередным вопросом, попытайтесь вместе с ним найти правильный ответ: авось, Микки-Маус и забудется. В конце концов просто предложите сыграть в шахматы, ведь ребенок нередко утыкается в телевизор оттого, что, по его мнению, перестал интересовать собственных родителей».

О Совете №27: «Скажем одну "ужасную" вещь. Нам безразлично то, что именно станет читать ваш ребенок (ну, за исключением, понятное дело, литературы порнографической либо экстремистской, разжигающей вражду между людьми): лишь бы читал!».

Из Совета №28: «В России повелось, что учителя, медсестры, родители паникуют от кашля, насморка или слегка повышенной температуры ребенка. Его сразу гонят прочь: звонят домой, до прихода мам и пап запирают в изоляторе (!), а вернуться в коллектив дозволяют лишь со справкой участкового педиатра. Ну, а уж бабули попросту впадают в транс, когда из соседней песочницы доносится детское чихание. Между тем педиатр, как правило, выдает справку о выздоровлении молниеносно, поскольку профессионально информирован».

От Совета №29: «Обычно проще и дешевле избежать борьбы, чем выиграть ее. Но дети – народ горячий и чуть что лезут в схватку. Объясните ребенку: если он еще не вступил в борьбу, то не может ее и проиграть. Если девочка не поругалась с подругой, они еще не превратились во врагов. Не поспорить же с тем, что школа существует для того, чтобы в ней учиться, а не воевать».

Фрагмент Совета №30: «Слово "очкарик" стало ругательным вроде "чужак", "не наш", "слабак", "умник". Так неграмотные доказывали: чтобы хорошо жить, необязательно владеть письменностью. В ходе захвата Камбоджи в 1975 году "красные кхмеры" убивали всех очкариков, чтобы некому было читать "вражескую" литературу. Да и в русском языке слово "ботаник" по сей день носит презрительный оттенок».

Фрагмент Совета №31: «У "чистого" холерика мысль, образно говоря, носится с бешеной скоростью, почти не спотыкаясь при этом об извилины мозга. Такие люди полезны при выполнении небольших конкретных заданий: они ведут за собой остальных, когда требуется осилить дело кратким и решительным штурмом. Однако если атака затягивается, холерикам надоедает в ней участвовать и тогда их самих придется подбадривать следующим "по шустрости" – сангвиникам. Неудивительно, что холерикам следует избегать некоторых профессий: так, при автовождении эти торопыги часто попадают в ДТП. Что же касается сангвиника, то у него скорость передачи по нервам сигналов от рецепторов и ответных команд мозга несколько ниже, чем у холерика, благодаря чему реакции сангвиника на внешние вызовы точнее и содержат меньше ошибок... Сангвиник – оптимальный тип нервной деятельности, характеризующийся способностью легко переключаться с одного занятия на другое (быстрая возбуждаемость, интеллектуальная подвижность напоминают холерика), и целеустремленностью, умением доводить начатое до конца (психическая выносливость напоминает флегматика, о котором речь пойдет ниже). Сангвиник подвижен и горяч, это легко увлекающийся и впечатлительный человек, стремящийся сразу же исполнить задуманное. Данный тип преобладал, например, в темпераменте поэта М. Лермонтова и полководца Наполеона I. Сангвиники быстро соображают и подолгу не устают, что позволяет им возглавить дело после того, как холерики утратили к нему интерес. Ну, а уж когда и сангвиники выдыхаются, атакой успевают увлечься флегматики...»

Фрагмент Совета №32: «У флегматиков скорость передачи по нервам сигналов от рецепторов и ответных команд мозга заметно ниже, чем у сангвиника. Поэтому реакции флегматика еще точнее и содержат меньшее число ошибок, чем у холерика. Однако на некоторые сигналы мозг флегматика вообще не успевает обратить внимание. Так, флегматику трудно вести разговор сразу с несколькими людьми – он воспринимает лишь то, что говорит кто-то один».

Из Совета №33: «Трудами гениального австрийского психиатра Зигмунда Фрейда и его швейцарского ученика Карла Густава Юнга родилась современная психология. Заодно вот этот самый мудрейший Юнг (предавший, кстати сказать, Фрейда, но сие уже совсем другая история) и поделил всех нас с вами на экстравертов и интровертов».

От Совета №34: «В результате дурного воспитания формируется ярко выраженный психический инфантилизм (латинское infantilis – младенческий, детский), т.е. незрелость взрослого с виду человека, который, в сущности, остался большим ребенком. Неудивительно, что у взрослых с виду людей психологический возраст слабо коррелирует с возрастом физическим, т.е. личность может быть носителем одной и той же – равной – инфантильности и в 40, и в 60, и в 80 лет. Но как ни крути, дорога к успеху пролегает через взрослость, поскольку одаренные и трудолюбивые, но крайне незрелые, люди сами перечеркивают свои способности, изобретения, открытия, бизнес».

Из Совета №35: «В отличие от инфантилов, навигатор с легкостью признает свои ошибки, поскольку нуждается в конструктивной критике, чтобы корректировать жизненный курс. Сами того не осознавая, инфантилы живут по командам и в интересах редких навигаторов. Взгляните сами: не выросший из детских штанишек взрослый полагает чужую душу точным слепком со своей собственной, чем предопределяет себе судьбу неудачника. И вот ведь что удивительно: многие ребята принципиально, упорно не желают взрослеть, годами холят и лелеют свой инфантилизм».
Фрагмент Совета №36: «Русские отстроили самую большую в мире страну, а в ее рамках – великую культуру. Повод для патриотизма? Несомненно! Одновременно предки оцивилизовали множество народов: дали им православие (взамен дикарских языческих культов), профессии, письменность, технику и прочее. Простор для патриотизма? Да! Деды и прадеды создали самодостаточную промышленность. Так, СССР производил решительно все, от игрушек до атомных бомб. Ну как же этим не гордиться?».

От Совета №37: «Гениальный Эйнштейн, на глазах которого национализм становился на ноги, назвал его "корью человечества". После разгрома германского и японского национализмов во 2-й мировой войне казалось, будто человечество переболело этой "корью", приобретя к ней устойчивый иммунитет. Однако еще до расцвета глобализации (когда представители разных наций стали интенсивно перемешиваться благодаря миграции и национализм вспыхнул с новой силой) он демонстрировал свой звериный оскал в разных точках планеты».
Фрагмент Совета №38: «Во взрослой жизни ребенка поджидает тот же набор, что и у взрослых: "звезды", "предпочитаемые", "пренебрегаемые", "изолированные" и "отверженные". Практически в любой группе из 30 человек на каждой ступеньке стоят столько же взрослых, сколько и ваших одноклассников. Для групп другой численности и распределение по ступенькам другое. Но так или иначе большинство людей занимают промежуточное положение между малочисленными лидерами и малочисленными изгоями».

Из Совета №39: «Кто же такие "отверженные"? Их имена социологи устанавливают с помощью дополнительного вопроса: "С кем ты не хочешь сидеть за партой?". Названная в ответ на такой вопрос фамилия и является отрицательным выбором (в социологии ответ на вопрос "С кем ты хочешь сидеть?" служит положительным выбором). Как видите, "отверженные" входят составной частью в число "изолированных"».
От Совета №40: «Если в школьном классе верховодят троечники, то даже хорошистам и отличникам приходится идти у них на поводу. Вы и глазом не моргнете, как ваш умный, отлично успевающий, вежливый, аккуратный, спортивный человечек внезапно отупеет, примется хамить, материться и гнусно хохотать над сальными шутками приятелей, а всякое желание трудиться подменит страстью к самым убогим развлечениям. Ох и страшна же толпа!»

Фрагмент Совета №41: «Из либидо проистекают наши интересы, убеждения, идеалы, совесть. У животных ничего подобного не встречается; они живут, подчиняясь данным от рождения правилам поведения – инстинктам. Поэтому человек, выросший без человеческой речи и воспитания, никогда не станет личностью, т.е. обладателем сознания. Маугли – сказочный герой: в реальности среди волков вырастет полный идиот – человек без личности. У него не будет ни либидо, ни желаний, ни интересов – только инстинктивные стремления есть, пить, испражняться, спать, тупо и неизбирательно совокупляться. Личностью обладают лишь люди со здоровой психикой».

Кусочек Совета №42: «Обилие "друзей" своего пола – верная примета инфантильности. Школьникам свойственно сбиваться в однополые стайки, чтобы увереннее себя чувствовать: плечо приятеля помогает подавить ощущение собственной неполноценности. Ведь входя во взрослую жизнь, тинэйджер сомневается в себе, стесняется каждого своего шага. У гетеросексуалов подобная детская "гомосексуальность" с возрастом исчезает без остатка: взрослый мужчина предпочитает общество женщины, а взрослая женщина – общество мужчины».

В заключение констатируем: книга удалась, став заметным явлением отечественной педагогической литературы, – по крайней мере, на взгляд вашего рецензента.

«После ее прочтения и у юных родителей, и у бабушек с дедушками поменяется оптика: они увидят школьные годы ребенка по-новому, – отмечает выше упомянутый автор предисловия проф. В.В. Ильин. – Хорошо, если это произойдет раньше, на пороге 1-го или 2-го класса. Тогда с самого старта школьная жизнь потечет наивернейшим образом».

Ну, а каждый читатель вправе высказать свою точку зрения о книге самостоятельно. Приятного и полезного вам чтения, дорогие родители!
Подготовила Наталья ПАШКЕВИЧ
___________________________________________________
Виктор Бирюков, Александр Черницкий. Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем помочь. От 7 до 10 (Советы опытных отцов). – М.: ЭКСМО, 2013. – 224 с. ISBN: 978-5-699-66300-2



Источник: http://www.medlinks.ru/article.php?sid=56455


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Ребенок пошел в школу: чего ждать, что делать, чем. - ЛитРес Дизайны двухспальных кроватей


Ребенок пошел в школу чего ждать Ребенок пошел в школу чего ждать Ребенок пошел в школу чего ждать Ребенок пошел в школу чего ждать Ребенок пошел в школу чего ждать Ребенок пошел в школу чего ждать Ребенок пошел в школу чего ждать Ребенок пошел в школу чего ждать


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ